О Байкале и его бассейне, их уникальных, неповторимых богатствах: растительном и животном мире, водных ресурсах, различных и интереснейших типах климата, красоте и величии, слышал каждый человек, слышал о них еще с детских лет, со школьной  скамьи.

            Прекрасны и разнообразны были богатства природы и Селенгинского района, как нерасторжимой связи с Байкалом, его бассейном, республикой. То было прекрасное, спокойное и не тревожное время. По степным и лесостепным просторам, в тайге и по горно-таежным угодьям паслись многочисленные стада диких животных, косуль, изюбрей, кабанов, лосей и кабарги, много было медведей, рыси, росомахи, лисиц, горностая, колонка, соболя и белки, тарбагана и зайца. В неисчислимом количестве обитали очень ценные в хозяйственном и биогенетическом отношении различные виды птиц: боровой и хищной — тетерева, глухаря, рябчика и куропаток, орла и беркута, прекрасных созданий природы певчих пташек: жаворонков, синиц и других; радовали глаз и так называемые беспозвоночные: разнообразные и изумительные по красоте чешуекрылые — дневные бабочки, дикие пчелы, шмели и т. д.

            Многих землепроходцев и путешественников, натуралистов, ученых и краеведов изумляло богатство и разнообразие, красота и величие  природы Байкала и района. Ими оставлены многочисленные  свидетельства, с восхищением написанные строки. Среди них не потерявшие до сегодняшнего дня исторические, культурные и краеведческие работы великих и прекрасных сыновей России — декабристов. Изумляет глубина и разносторонность их произведений. Среди них в первую очередь должны быть названы труды братьев Бестужевых, других декабристов-ученых.

            Мы еще не раз в статьях вернемся к их строкам, посвященным природе района.

            Прошли века и десятилетия, прошли те времена, когда благоухала и процветала родная природа, одаривая людей своим богатством, живительной силой, мощью и красотой. Но вот уже более тридцати лет как возникла и существует проблема защиты и сохранения природы, настоятельная необходимость разумного и бережного использования и восстановления уникальных и ничем не заменимых природных богатств и творений. Возникла и существует проблема спасения от гибели и деградации родной природы. Все происходит по вине человека.

            Об этом не раз писали и пишут на страницах газеты «Селенга», республиканских газет и журналов, говорят по телевидению и радио. Эти проблемы и вопросы не сходят с повестки дня совещаний и конференций, проводимых райисполкомом и отделом народного образования, общества охраны природы и других учреждений и органов района.

            Это не случайно. И если не будут приняты неотложные и эффективные меры, реальна опасность оскудения и гибели природы района. К нашему сожалению, факты, явления и процессы экологической и физической гибели его природных ресурсов и богатств Гусиного озера, других водоемов не иллюзорны, они имеют реальные очертания и масштабы. Это не выдумки, не фантазия и не преувеличение.

            Состояние природы, надвигающаяся экологическая катастрофа не может не тревожить сердца и разум каждого жителя, не может не отдаваться глубокой и щемящей болью в его сердце, не может не вызывать стремления и желания отвести страшную беду, нависшую над природными богатствами: лесами, почвенным покровом, животным миром, водоемами, атмосферным воздухом, живительными силами природы, ее красотой, облагораживающим и исцеляющим воздействием на нашу жизнь и здоровье, на наше благосостояние, материальное и духовное  богатство.

            Анализируя и оценивая нынешнее экологическое неблагополучие природы и природных богатств района, мы должны другие последствия тягчайшего негативного порядка, характера и масштаба. Это неотвратимо, если мы сегодня и завтра, всем народом немедля и срочно не возьмемся за спасение и сохранение природы, Гусиного озера, лесов, лугов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и экосистем.

            Читатель! Наверное, вы согласитесь, что унижение и хищничество, массовое и повсеместное оскудение и гибель природы не достойно человека, являющегося частью той же природы. Вы сами свидетель этой печальной картины и явления.

            Быть может, вы когда-нибудь задавались вопросом, почему это происходит, о причинах и истоках, не говоря уже о последствиях для настоящего и будущего? Почему природа нашего края и района испокон веков была богатейшей и разнообразной, радовала взор и душу людей в течение веков, никогда не скудела, а благоухала, одаривая народ богатством и пищей, здоровьем и. жизнью, высочайшей нравственностью и щедростью, добротой и силой духа, тела и души.

            Как могло случиться, что веками и тысячелетиями здравствующая природа теряет свой лик, и богатства за какие-нибудь три-пять десятилетий?

            Что тому виной — природные, геологические катаклизмы и разрушения? Ни то, ни другое! А просто наше с вами безрассудство и бездушие, жестокость и безответственность нашего технократического века и времени. По это тема другого нашего разговора, другой беседы. А сейчас мы не можем не сказать, что одной из причин нынешней печальной картины, экологической беды и неблагополучия, угрожающих миру природы, жизни и здоровью людей, является разрушение и забвение народных традиций и обычаев в области экологии и охраны  окружающей  среды.

            Проблема защиты и сохранения природы возникла не вчера и не сегодня. Она существовала и решалась с исторических времен. Все народы, нации и национальности, очевидно, имели свои традиции и навыки, принципы и обычаи по отношению к природе, к использованию, воспроизводству и восстановлению природных богатств.

            У всех народов, наций и народностей страны и мира, во всех их регионах и зонах на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке существовали высокоценные, и полезные в хозяйственном, экономическом, этическом и нравственном отношении традиции, обычаи, исторический  опыт.

            Не составляет исключения и наша Бурятия. У ее народа, у бурят, была и существует исторически сложившаяся, исторически обусловленная целая система экологических принципов и традиций, гуманного и нравственного отношения к природным ресурсам, заботливое и бережное отношение к богатствам и творениям природы.

            Так издревле функционировали так называемые «святые шаманские места», местности и территории, которые были ни чем иным, как настоящими и истинными заповедниками и заказниками в современней понимании и интерпретации. В них все природные ресурсы: лес, животный мир, травянистая и кустарниковая растительность, водоемы, горные и другие ландшафты и образования не подлежали к использованию, сохранялись и находились под защитой религии: шаманства и ламаизма. Никто не помышлял, не отваживался охотиться в тех лесах не только из-за страха грехопадения, но и из этических, моральных причин. Из самоуважения к религии, к природе и традициям   народа.

            Как показала действительность, «святым шаманским местам» мы в Сибири обязаны сохранением и спасением от неминуемого уничтожения целого ряда представителей фауны и флоры, природных богатств и экосистем. Если много из них было уничтожено или доведено до гибельной черты, то это «заслуга» уничтожения и жестокого преследования религии,  которые практиковались в стране после 17-го года.

            У бурят была традиционная экологическая культура, высокая экологическая этика и мировоззрение, глубокое понимание жизненной важности и необходимости защиты и сохранения природы, ее богатств и ресурсов. Они не позволяли себе утилитарное, хищническое отношение к ним. Как своеобразный нормативный нравственный и этический акт, соблюдали не писаный закон «Не убий, не навреди».

            Незаконно и в большом количестве добывать охотничьих животных, рубить без особой нужды хозяйственный и иной лес. Из стада диких животных добывали лишь одного-двух, а не расстреливали все стадо или как можно больше, что практиковалось и практикуется в течение последних 60 —70 лет.

            Тяжким грехом и преступлением считался отстрел степного орла, который ассоциировался в их сознании птицей бога (бурхан шубун), как хранитель и врачеватель степных просторов, не говоря уже о лебеде, священной, беспорочной и прекрасной птице, наделенной в представлении бурятского народа царственной душой, великой и вечной любви.

            Бережно и заботливо относились буряты и к лесам. Рубка лесов производилась с соблюдением всех предосторожностей, прав защиты и воспроизводства. Заготовка древесины шла лишь на местные нужды (не разрешали вывозку), на дрова шла лишь сухостойная древесина, а деловая заготавливалась только выборочно, чтобы не нанести урона лесным насаждениям.

            Буряты издревле понимали и знали, что лес — это кладовая, что от него зависит «все кругом»: полноводие рек и речек, озер и стариц, разнообразие и богатство животного мира, целостность лугов. Не случайно в Бурятии в историческое время никогда не было, не наблюдалось пыльных бурь, катастрофических наводнений и паводков, пастбища, поля и пашни находились под защитой лесных массивов и растительного мира в целом, под защитой населения.

            Уникальна утужная система ведения сельского хозяйства, существовавшая у бурят. Благодаря этой изумительно экологически обоснованной и состоятельной системе достигалась высокая экономическая и экологическая эффективность, никогда не отмечался перевыпас пастбищ, эрозия почв, хотя домашнего скота было несравненно больше, чем в настоящее время. С другой стороны не выпасая домашних животных в зимних угодиях, в летний период на них заготавливали превосходное сено и в очень значительных количествах.

            Нельзя не сказать и о том, что у бурят запрещалось загрязнять водоемы, сбрасывать в них хозяйственные и бытовые нечистоты, рыть, портить землю. Строго соблюдалось правило, запрещающее захламление природной среды; лужаек, полян, лугов, придорожной территории, территории населенных пунктов, лесов и т. д.

            Особо бережное и трогательное у них было отношение к Байкалу. Они обожествляли его, считали испокон веков священным и великим морем (ехэ далай). На его берегу нельзя было произносить бранного слова, тем более — ссориться и ругаться.

            Уважительность к природе, ответственность перед нею за ее благополучие и жизнь, стремление избегать, не наносить ущерба природе, земле, сказалось и в конструкции традиционной бурятской обуви, в специальной приподнятости ее носка (чтобы при ходьбе не повредить землю, находящихся в ней живых существ), включая систему и принципы ведения хозяйства: скотоводства, луговодства, заготовки древесины и т. д.  Они представляли собой чрезвычайно экологические методы и пути природопользования, позволяли добиваться не только сохранения природных ресурсов, но и их широкое воспроизводство и восстановление. Это давало возможность исключать нанесение ущерба природе и природным богатствам, облагораживать их, обеспечивать благоприятное и нормальное функционирование, развитие и сохранение. Они были экологически емкими, обоснованными, безопасными   и  жизнеутверждающими.

            В прошлом буряты с молоком матери впитывали в себя чувство природы, сознание, что они — их дом, их кров и богатство, жизнь и радость. Они знали и понимали, что чем богаче природа, благополучна ее судьба, тем лучше и радостнее, полноценнее и богаче жизнь и здоровье людей.

            Не потому ли они обожествляли природу, относились к ней, как к великому и живому существу, наделяли ее высокой и всесущей силой. Случайно ли буряты давали имена своим детям, исходя из их способностей, человеческих, деловых или мужественных качеств, сравнивая их и сопоставляя с живыми образами и творениями родной природы. Если сын был сильным и благородным, храбрым и мудрым, называли его именем орла — «бургэд хубун», если девочка (девушка) обаятельной, лучезарной и трудолюбивой — сравнивали и называли ее «наран басаган» - солнечной девушкой.

            ...Возможно ли все это вернуть, возродить и развить? Во имя природы и людей, во имя настоящего и будущего? Возможно ли вернуть былое богатство, красоту и разнообразие природы? Тех же  степных и таежных просторов, рек, лугов и пастбищ? Того же Гусиного озера, когда-то в прошлом обрамленного густыми лесами, цветущими и прозрачными водами, богатого рыбой, бесчисленными и различными видами водоплавающей дичи, среди которой были лебеди и гуси. Ведь благодаря последним и получило свое имя — Гусиное.

            Не об этих ли богатствах и ресурсах Гусиного озера, о его удивительной, неповторимой красоте и изумрудной чистоте с восхищением писал в свое время великий певец Бурятии, ее природы и народа, выдающийся ученый, писатель и революционер, гордость великой России — Н. А. Бестужев. Писал в своем изумительно многогранном и прекрасном творении «Гусиное озеро», которое благодаря стараниям редколлегии «Селенги» мы увидели на ее страницах, вырванного из забвения спустя более чем полтора века с лишним.

            Как же нам поблагодарить великого декабриста, не в силах мы унестись хотя бы мыслью в то благодатнее время непреследуемой и неуничтожаемой природы.

            Возможно ли возвратить то благословенное время цветущей и первородной природы?

            Думается, что нам всем следует признать, что в современную эпоху напрашивается идея нравственного экологического абсолюта, духовного возрождения, возрождения экологической культуры и этики, скорейший и обязательный отказ от вопиющей и губительной экологической безответственности, бездушия и садизма, приведших природу и общество к экологическому бедствию и кризису. Приведших к уродству сознания и мышления, отчужденности и отказу от правды природы и жизни, искажению изначальности добра и природолюбия, к околоприродной защите словоизвержению и словоблудию.

            За все время существования человеческого общества не было такой жестокости и садизма по отношению к окружающей природной среде, равнодушия и иждивенчества, искаженного понимания красоты, добра, сущности и значения природы для нас, для людей, для рода человеческого, как в наш так называемый научно-технический век. Нынешнее состояние природы наполняет душу и сердце тяжкой  тоской и гневом, болью и страданием. Нет у нас живого человеческого чувства жалости и участия к природе, ее живым творениям и богатствам. Все проникнуто и пропитано жаждой получения материальных  и иных благ от природы и природных ресурсов, чувством технократизма и вещизма. Мы не можем никак подняться над нашим невежеством, постичь, что трагическая угроза и кризис — это зло и разрушения, которые творим сейчас над нею. Не можем осознать это, слепоту и бездушие наше.

            Беспокойство, боль и тревога наша, к сожалению, не понятны, просто чужды многим и многим «гомо советикус». Мы в плену нашего сиюминутного потребительства, нашего прагматизма и быта.

            Не пора ли понять, что экологическое неблагополучие, экологическая угроза и кризис — это не только гибнущая природа, агонизирующие природные экосистемы и ресурсы, но реальная опасность отрицательных генетических сдвигов у человека, растений и животных, это деградация и разрушение их здоровья и жизни, деструкция среды их обитания, нарушение естественных, исторических, нравственных экономических, экологических и медицинских условий существования.

            Природа взывает о нашей помощи. Мы должны спасти ее. Не только и не столько словами и постановлениями, юридическими и иными актами, но морально-этическими и нравственными деяниями и усилиями, совестью и ответственностью перед нею.

            В защите и сохранении природы, ее красоты, ее эстетической и врачующей силы и ценности может сделать непереоценимо многое и важное возрождение этно-экологических традиций и обычаев, аборигенных ее жителей — бурят. Ибо опыт и мудрость народов, сформировавшаяся в течение столетий и тысячелетий народная этическая и нравственная культура и ответственность, любовь и уважение к природе, исторические навыки и обычаи, традиции и мышление, имеющие исключительный интерес и значимость не потеряли своего значения, а приобретают еще большую важность в современных условиях.

            Надеюсь, что читатель согласится с настоятельной и жизненной необходимостью их возрождения и развития, исходя из нынешних требований защиты, разумного и мудрого использования и восстановления природных богатств. Во имя и на благо каждого из нас, нынешних и грядущих поколений, на благо родной природы.

 

Шаргаев, М. Защита природы и экологические традиции, обычаи бурят / М. Шаргаев // Красная Селенга. – 1991. – 15 окт.