Проблемы создания, содержания и охраны зеленых насаждений
в городском поселении «город Гусиноозерск» МО «Селенгинский район»
г. Улан-Удэ 28.04.2015.
Уважаемые участники «круглого стола»!
«Зеленые насаждения, как живые экосистемы,
испытывая на себе возрастающее травмирующее воздействие
современной городской среды, все в большей степени требуют
законодательной и правовой защиты, профессионального подхода
к созданию и содержанию рукотворных озелененных территорий,
сохранения природного каркаса городов, мониторинга за их состоянием,
тщательного подбора пород, качественного посадочного материала
и почвогрунтов при реконструкции и создании новых
озелененных территорий »
из материалов НПК на тему «Ландшафтный дизайн в зоне рискованного земледелия»
г. Улан-Удэ ,2009 год
В течение последних 25-30 лет, проблемы озеленения территории города Гусиноозерска практически не поднимались и не обсуждались. Тем более, что в 1991 году в Гусиноозерске было упразднено местное самоуправление (упразднен статус - город республиканского подчинения ), тем самым данная территория была лишена собственного бюджета. И вплоть до 2005 года решение проблем города, в том числе и по вопросам озеленения, при отсутствии собственного бюджета было проблематичным. И то, что мы имеем сейчас это последствия отсутствия финансирования и системного подхода к озеленению территории города.
Город Гусиноозерск – административный центр Селенгинского района, является одним из крупных по величине (S = 10,6 тыс. Га), численности (23,4 тыс. человек) и социально-экономическому развитию территорией в Республике Бурятия. Что касается экологической ситуации, то в Селенгинском районе она остается сложной. Гусиноозерский промышленный узел (Гусиноозерская ГРЭС, полувековая разработка угольных месторождений – сотни миллионов кубометров горных пород вынутых из недр разбросаны по всему восточному побережью озера Гусиное и в черте Гусиноозерска) является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. Например, валовой объем выбросов в воздух составляют свыше 30 тыс. тонн в год, при этом на Гусиноозерскую ГРЭС приходится 96%. В связи с чем, актуальность улучшения качества окружающей среды в районе и городе всегда стояли на повестке. И, конечно же, огромную роль здесь играет озеленение.
Зеленые насаждения являются органической частью планировочной структуры современного города и выполняют в нем разнообразные функции. Эти функции делятся на две большие группы:
1) санитарно-гигиенические (очистка воздуха от пыли и газов, защита от ветра; фитонцидное действие; улучшение радиационного режима; влияние на тепловой режим и влажность воздуха; шумозащитная роль);
2) декоративно-планировочные (ландшафтнообразующая роль; планировочная; решение вопроса организации отдыха населения).
Практически вся основная «зеленка» в Гусиноозерске это творения советского периода, рук тружеников – жителей города, их энтузиазма. Основной посадочный материал деревья (тополь, ель, береза, «дичка» и др.) и кустарники (акация, ильм, черемуха и др.) Начиная с момента образования Гусиноозерска (1953г.), как города и при наличии единственных тогда крупных градообразующих предприятий угольных шахт, начали создаваться озелененные территории (центральный парк культуры и отдыха, скверы по улицам Школьная, Ленина, Комсомольская и другие), озеленялись улицы, придомовые территории, территории предприятий. Прошли десятилетия, все это выросло. По имеющимся данным на сегодня общая площадь озелененных территорий (парки, скверы, аллеи) в Гусиноозерске составляет 9,9 Га. На мой взгляд, это не совсем объективная информация, поскольку в городе отсутствует учет зеленых насаждений.
По определению озелененные территории – это участки земли, занятые зелеными насаждениями не менее чем на 30%. Согласно СНиП норма «зеленки» на одного человека в городах должна составлять 10 кв. метров на человека, в жилых кварталах 6 кв. метров. В Гусиноозерске, согласно данным, приведенным выше, это 4,2 кв. метра на человека.
Анализ сложившейся ситуации в Гусиноозерске в области озеленения показывает, что все имеющиеся озелененные территории требуют реконструкции и обновления. Много деревьев погибло, много запущенных и нуждаются в должном уходе. Например, центральный парк культуры и отдыха целиком остался без листвы. Одни деревья (в основном тополя) погибли, остальные «оттопингованы» (срезана крона).
Основные усилия администрации города в последнее время были направлены на обрезку деревьев ( в 2014 году израсходовано 210 тыс. рублей). Обрезка производится по методу «топпингования», когда крона дерева целиком срезается и остаются одни «столбы» без ветвей. Картина очень-очень неприглядная. Особенно «достается» тополям. Реакция населения на этот счет неоднозначная. Одни люди, которые физически страдают в период пухотворения, радуются, другие, которых большинство, и особенно старожилы города возмущены таким варварским отношением к деревьям. В свое время ветераны посадили эти деревья. К сведению, во всем мире к такому способу обрезки отношение не однозначное и считается варварством. Несколько слов о тополе. Что мы знаем о нем? Только одно то, что он производит пух и все – тем и плох. Так вот, средневозрастной тополь в период вегетации поглощает до 40 кг углекислого газа в час. По данному показателю он стоит на первом месте. По продуктивности кислорода тополю нет равных. На первом месте тополь и по степени увлажнения воздуха (например, превосходит ту же ель в 10 раз). Тополь поглощает вредные выбросы (1 кв. метр листьев тополя поглощает до 7 кг пыли). И это не все его достоинства. Так что тополь, как санитар незаменим . Для города, особенно промышленного, тополь – это одно из важнейших деревьев для озеленения. Что касается борьбы с «пухотворением», на этот счет имеются косметические средства – во время цветения тополь можно опрыскивать специальным раствором.
Что касается способов обрезки. Существуют и другие методы обрезки более цивилизованные с научной точки зрения. В Гусиноозерске способы обрезки местным правовым актом не закреплены, поэтому считаются незаконными. Отсутствие местной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность Гусиноозерской администрации в области озеленения, является главной причиной низкого уровня организации «правильного» озеленения.
В феврале текущего года, по запросу Минюста РФ по РБ о правоприменении закона РБ от 05.05.2011. № 1997-IV «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах республики Бурятия», в рамках полномочий поселений, в Селенгинском районе (установление порядка охраны зеленых насаждений; установление порядка выдачи разрешений на обрезку, снос и пересадку зеленых насаждений; ведение реестра зеленых насаждений; организация осуществления компенсационного озеленения) была подготовлена информация. Согласно этой информации в 11-ти сельских поселениях из 12-ти эти полномочия не исполняются, в одном частично; в Гусиноозерске частично.
С другой стороны налицо абсурдные вещи, понимая важность озеленения территории, в Гусиноозерске до определенной поры имелась практика выделения озелененных территорий под точечную застройку. Как факт перестал существовать сквер на улице Комсомольская (на территории сквера «посажены» хоккейная коробка и спортцентр, а все деревья снесены), на улице Пушкина озелененный участок отдан под торговый павильон. Имели место и другие прецеденты. Не вмешайся общественность в лице ветеранов, эта практика продолжилась бы.
В Гусиноозерске, как и во всех других малых и больших городах России возможности озеленения зависят от финансирования и наличия специалистов. До последнего времени в Гусиноозерске не было специалистов по озеленению. Что до финансового обеспечения? Здесь ситуация обстоит следующим образом. На сегодня в Гусиноозерске, как и во всех муниципальных образованиях, формирование местного бюджета основано на программно-целевом методе. То есть должны быть разработаны местные целевые программы и исходя из возможностей собственной доходной части закладываются финансовые средства на решение вопросов местного значения. Нет никакого секрета в том, что где-то таких возможностей больше, где-то меньше. В Республике Бурятия городское поселение «город Гусиноозерск» в этом отношении является лидером. Но это не означает, что бюджет Гусиноозерска самодостаточен. Наоборот, он имеет дефицит, а значит, не обеспечен. Озеленение как вопрос местного значения является частью такого большого блока, как благоустройство. А благоустройство это улично-дорожная сеть, освещение, пешеходки, уборка и др. Местная целевая программа «Благоустройство территории ГП «город Гусиноозерск»» разработана администрацией на период 2014-2016 годы (объем финансирования 11,3 млн. рублей, в том числе на озеленение 1,7 млн. рублей, в среднем 425 тыс. рублей в год) и на период 2016-2020 годы ( объем средств 9,6 млн. рублей, в том числе на озеленение 1.75 млн. рублей и или в среднем 440 тыс. рублей в год). Главный недостаток подобного рода программ – безадресность заложенных средств на озеленение.
Необходимые же потребности на озеленение никто не считал. Но и без этого ясно, что необходимая сумма должна быть на порядок больше. Федеральные и региональные средства на поддержку деятельности в области озеленения не предусматриваются. Ограниченность финансовых средств на озеленение и отсутствие специалистов в данной области деятельности являются также ключевыми причинами в сложившейся ситуации.
Из всего сказанного следует, что деятельность в области озеленения особенно в городах должна быть жестко регламентирована, обеспечена специалистами и материально обеспечена.
В этой связи предлагается следующее.
1.В области создания нормативно – правовой базы на местном уровне.
1.1.Разработать и утвердить Положение «О порядке создания, охраны и содержания зеленых насаждений» с учетом требований законодательства в области охраны окружающей среды и рекомендательных материалов в области озеленения, разработанных специализированными учреждениями.
Предусмотреть в Положении в обязательном порядке следующие требования:
- установление порядка охраны зеленых насаждений;
- установление порядка выдачи разрешений на рубку (обрезку), вырубку (снос) и пересадку зеленых насаждений;
- организацию ведения учета зеленых насаждений (создание реестра) и постановку земельных участков, занятых скверами, парками и озелененными участками на кадастровый учет;
- организацию осуществления компенсационного озеленения;
- предусмотреть меры, запрещающие капитальное строительство на озелененных участках;
- установление порядка оценки состояния зеленых насаждений;
- предусмотреть эффективные методы и схемы обрезки зеленых насаждений, обеспечивающие максимальное сохранение кроны деревьев.
1.2. Разработать Программу комплексного озеленения территорий поселений и представить ее для публичного обсуждения
2.По обеспечению финансирования деятельности в области озеленения.
2.1. Правительству РБ рассмотреть возможность ежегодной финансовой поддержки Программ комплексного озеленения территорий поселений.
2.2. Местным администрациям рассмотреть возможности привлечения внебюджетных средств.
- О внесении изменений в Закон РБ «Об административных правонарушениях».
3.2. наименование ст. 26 после слова «нарушение» дополнить словами «рубки (обрезки)» и далее по тексту.
Абзац 1 данной статьи начать словами «Рубка (обрезка)» и далее по тексту.